УДК: 622.143

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЭЖЕКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВС НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО РАБОТЫ

Авторы: Джураев Р.У. ||

Рубрика: Научно-лабораторные изыскания || Выпуск: №3 (Июль-Сентябрь), 2019 год. || Скачать

Razvedka skvajinalarini havo yordamida tozalab burgꞌulash uchun asosan ichki yonuv dvigatelli (IYoD) kuchma kompressor uskunalari qullaniladi. Biroq bu holatda nasos uskunalariga nisbatan yurit-masining quvvati bir necha bor yuqori bulgan kompressor uskunalarini qullash evaziga burgꞌulashning energiya harajatlari oshib ketadi. Kuchma kompressor uskunalarini ishini tahlili shuni kursatadiki, energetik yuqotilishlarning sezilarli qismi yonayotgan yoqilgꞌining barchasi foydali quvvatga aylanmaganligi sababli, kompressor yuritmasi-ning ichki yonuv dvigateliga tugꞌri keladi. Issiqlik energiyasini katta qismi yuritmaning sovutish tizimiga utkaziladi va tutun gazlari bilan chiqib ketadi. Ushbu maqolada ortiqcha havo va kompressor uskunasi yuritmasining issiqligini utilizatsiya qilish uskunasini qullab skvajinalarni havo yordamida tozalab burgꞌulashning samaradorligini oshirish, shuningdek ichki yonuv dvigateli tutun gazlarining ejektsiyasini uning samaradorligiga tasirini aniqlash buyicha eksperimental tadqiqot natijalari keltirilgan.

Tayanch iboralar: havo purkash, burgꞌulash, skvajina, uyurmali truba, issiqlik utilizatsiyasi, issiqlik almashinuvi, kompressor, issiqlik yoꞌqotilishlari, ichki yonuv dvigateli, ijektsiyali soplo, yoqilgꞌi sarfi.

Для бурения разведочных скважин с продувочным воздухом используется преимуществен-но мобильная компрессорная станция с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Однако в этом случае энергоемкость увеличивается за счет использования буровых установок ком-прессора, мощность привода которых значительно выше, чем у насосов, используемых в аналогичных условиях. Анализ работы мобильных компрессорных агрегатов показывает, что значительная часть потерь энергии в двигателе приводит в действие компрессор, поскольку не все горючее топливо преобразуется в полезную мощность. Большее количе-ство тепла отводится из системы охлаждения двигателя и уносится с выхлопными газами. В данной статье описывается возможность повышения эффективности бурения скважин с продувкой воздухом за счет использования тепла привода компрессора и избыточного возду-ха, а также результаты экспериментальных испытаний по определению влияния выброса двигателя внутреннего сгорания на эффективность его операция.

Ключевые слова: продувка воздухом, бурение, скважина, вихревая труба, рекуперация тепла, теплообменник, компрессор, потери тепла, лед, форсунка, расход топлива.




Библиографический список

1.Джураев Р.У., Меркулов М.В. О возможности применения вихревых труб при бурении геологоразведочных скважин.// Изве-
стия Вузов. Геология и разведка. Москва. 2013. №3. С.76-78.
2.Джураев Р.У., Меркулов М.В. Нормализация температурного режима скважин при бурении с продувкой воздухом.// -Навоий,
«А. Навоий», 2016.
3.Джураев Р.У., Меркулов М.В.Утилизация теплоты ДВС привода компрессора и избытков воздуха при бурении геологораз-
ведочных скважин с продувкой воздухом. // Горный информационно-аналитический бюллетень - ГИАБ, №7. Москва. 2016 г. С. 186
-192.
4.Кудряшов Б.Б., А.И. Кирсанов. Бурение разведочных скважин с применением воздуха. // М.: Недра, 1990. 263 c.