УДК: 629.113

АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Авторы: Абдураззоков У.А. || Анваржонов А.А. || Обитов Н.М.

Рубрика: Электроэнергетика || Выпуск: №1 (Январь-Март), 2022 год. || Скачать

Dunyoda transport xarajatlarini kamaytirish, ekspluatatsiya sharoitida yuk avtomobillari va ekspluatatsiya materiallari resurslaridan samarali foydalanish, transportning ekologik va yo'l xavfsizligini ta'minlash, belgilangan normativ ko'rsatkichlarni tezkor nazorat qilish, transport samaradorligini oshirish, energetik jihatdan samarali yuk mashinasi va/yoki marshrutni tanlashga qaratilgan tadqiqotlar o'tkazildi. Ushbu tadqiqotlarda yuk mashinalarining energiya samaradorligini baholash uchun taqdim etilgan mezon va usullar ish sharoitida yo'l yuklari va harakat rejimlarini hisobga olmaydi, bu esa qurilish va operatsion materiallarning konstruktiv ko'milgan salohiyatidan kam foydalanishga olib keladi. Natijada, yuk avtomobillari harakatining parametrlarini aniqlash, yuk mashinalarining energiya samaradorligini baholash mezonini takomillashtirish jarayonida zamonaviy telematik tizimlarni joriy qilish orqali ekspluatatsiya materiallaridan foydalanish samaradorligini oshirish bo'yicha tadqiqotlar muhim vazifadir.

Tayanch iboralar: energiya samaradorlik, ekspluatatsiya sharoiti, yuk avtomobili, baholash mezoni, harakat rejimlari, telematika, konstruktsiya.

 

В мире проводились исследования, направленные на решение проблем сокращения транспортных расходов, эффектив-ного использования ресурсов грузовых автомобилей и эксплуатационных материалов в условиях эксплуатации, обеспече-ния экологической и дорожной безопасности движения, оперативного контроля установленных нормативных показателей, повышения эффективности перевозки, выбора энергетически эффективного грузового автомобиля и маршрута. Крите-рии и методы, предложенные в этих исследованиях для оценки энергоэффективности грузовых автомобилей не в полной мере, учитывают дорожные нагрузки и режимы движения в условиях эксплуатации, что приводит к низкому использованию конструктивно заложенного потенциала конструкции и эксплуатационных материалов. Следовательно, исследование по повышению эффективности использования эксплуатационных материалов с внедрением современных телематических систем в процессы определения параметров движения грузовых автомобилей, совершенствованию критерия оценки энер-гоэффективности грузовых автомобилей с учѐтом нагрузки в условиях эксплуатации является важной задачей.

Ключевые слова: энергоэффективность, условия эксплуатации, грузовой автомобиль, критерии оценки, режимы дви-жения, телематика, конструкция.




Библиографический список

1. Евсеев П.П. Расчетное определение КПД автомобиля. – М.: Автомобильная промышленность. – 2011. – № 9. – С. 11-15.
2. Mahayadin A.R. Efficient methodology of route selection for driving cycle development. Journal of Physics: Conference Series, 2017.
3. Евсеев П.П. Оценочные показатели функционирования автомобиля. – М.: Автомобильная промышленность. – 2011. – № 11. – С. 9-13.
4. Abdurazzokov U., Sattivaldiev B., Khikmatov R., Ziyaeva Sh. Method for assessing the energy efficiency of a vehicle taking into account the load under operating conditions. Web of Conferences. – Tashkent: Tashkent State Transport University, 2021.
5. Басков В.Н., Рейн А.Р. Энергетический подход к оценке транспортной работы при выполнении перевозочных услуг. – Волгоград: Научное обозрение, 2013. – № 12. – С. 383-386.
6. Копотилов В.И. Оценка энергетической эффективности транспортной работы автомобиля. – М.: Автомобильная промышленность, 2010. – № 12. – С. 3-7.
7. Трембовельский Л.Г., Кушвид Р.П. Комплексная оценка эффективности автотранспортных средств. – М.: Издательский Дом ААИ ПРЕСС, 2011. – № 1. – С. 23-25.
8. Трембовельский Л.Г. Повышение эффективности автомобиля за счет согласования характеристик его основных систем: монография. – М.: МГИУ, 2010.
9. Khakimov Sh.K., Mukhitdinov A.A., Abdurazzokov U.A. Estimation of efficiency of the road train used in mountain conditions. October 2016, European Science Review. DOI:10.20534/ESR-16-7.8-233-234.
10. Трембовельский Л.Г. Комплексный подход к формированию топливно-скоростных свойств и производительности АТС. – М.: Издательский Дом ААИ ПРЕСС. – 2011. – № 2. – С. 48-50.
11. Мелисаров В.М., Каменская М.А., Беспалько П.П., Каменский А.М. Тепловой расчѐт и тепловой баланс дизельного двигателя без наддува и с турбонаддувом. Расчѐт основных деталей двигателя: учебное пособие. – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 100 с.
12. Knittel Christopher. Automobiles on Steroids: Product Attribute Trade-Off and Technological Progress in the Automobile Sector // American Economic Review. – 2011. – Vol. 101(7), рр. 3368–3399.
13. Rask E., Rousse A. Evaluating Real World Drive Cycles to Support APRF Technology Evaluations // Argonne National Laboratory. – 2012. – 17 p.
14. Amirjamshidi G., Roorda M. Development of Simulated Driving Cycles: Case study of the Toronto Waterfront Area. Transp. Res. Board Annu. – Vol. 34, no. 227, 2013, pp. 255-266.
15. Galgamuwa U., Perera L., Bandara S. Developing a General Methodology for Driving Cycle Construction: Comparison of Various Established Driving Cycles in the World to Propose a General Approach. J. Transp. Technol. – Vol. 5, no. 5, 2015, pp. 191-203.