УДК: 37.014:616.159.9

РАБОТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Авторы: Воробьев А.Е.

Рубрика: Информация || Выпуск: №1 (Январь-Март), 2022 год. || Скачать

COVID-19 pandemiyasi sharoitida Rossiya oliy oʻquv yurtlari talabalarining xavfsiz taʹlim olishi uchun zamonaviy huquqiy bazaning batafsil tahlili keltirilgan. Taʹkidlanishicha, masofaviy taʹlimni tashkil etish va tartibga solishga oid birinchi idoraviy normativ-huquqiy hujjatlar talabalar uchun masofaviy taʹlimning yagona tizimini yaratish va tegishli usullarni oʻzlashtirish istiqboliga, shuningdek, oʻquvchilarning mustaqillik darajasini oshirishga qaratilgan edi. Ushbu sohadagi universitetlar Rossiyaning aksariyat universitetlari uchun birinchi mahalliy normativ-huquqiy hujjatlar 2019-2020 o'quv yilining bahorida, Moskva, Sankt-Peterburg va Rossiyaning ayrim viloyatlaridagi universitetlar uchun esa 2020-2021 yil kuz-qishida ishlab chiqilgan va qabul qilin-gan. O'quv yili yoki aralash (gibrid) ta'lim formati uchun – Rossiyaning aksariyat mintaqalaridagi universitetlar uchun (2020-2021 o'quv yilining kuz-qishida). Ushbu va boshqa mahalliy me'yoriy hujjatlarda universitetlar rahbariyati e'lon qilingan blokirovkalar davrida, shuningdek, pandemi-yaning yanada rivojlanishi davrida talabalarni xavfsiz o'qitish jarayoni va texnologiyalarini uni-versitetlarga tashrif buyurishning aniq shartlaridan professor-o'qituvchilarning masofaviy ta'lim va masofaviy ish sharoitlariga batafsil bayon qildi.

Tayanch iboralar: Rossiya, oliy o'quv yurtlari, talabalar, epidemiya, blokirovka, mahalliy qoidalar, masofaviy ta'lim va mehnatni ta'minlash, epidemiologik xavfsizlik.

 

Представлен детальный анализ современной базы нормативно-правового обеспече-ния безопасного обучения студентов российских ВУЗов в условиях пандемии COVID-19. Отмечено, что первые ведомственные нормативно-правовые акты по организации и регулированию дистанционного образования были направлены на перспективу созда-ния единой системы дистанционного обучения студентов и принятия соответствую-щих методик, а также получения ВУЗами большей степени самостоятельности в этой области. Для большинства российских университетов первые локальные норма-тивно-правовые акты были разработаны и приняты весной 2019-2020 учебного года, а для ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых российских регионов – осенью-зимой 2020-2021 учебного года или для формата смешанного (гибридного) обучения – для ВУЗов большинства регионов России (осенью-зимой 2020-2021 учебного года). В этих и других локальных нормативных документах руководством ВУЗов были де-тально регламентированы процесс и технологии безопасного обучения студентов на период объявленных локдаунов, а также в период дальнейшего развития пандемии: от конкретных условий посещения ВУЗов до условий дистанционного обучения и удалѐн-ной работы ППС.

Ключевые слова: Россия, высшие учебные заведения, студенты, эпидемия, локдаун, локальные нормативные акты, обеспечение дистанционного обучения и работы, эпидемиологическая безопасность.




Библиографический список

1. Александрова Г.А., Васильева Л.Г., Филиппова И.В., Фоминых С.О. К вопросу организационно-методической деятельности преподавателей вуза при дистанционной работе // Казанский педагогический журнал. – № 6. 2020. – С. 29-37.
2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – № 2. – М.: РУДН, 2021. – С. 211-224.
3. Аналитический доклад: Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы // https://www.tsu.ru.
4. Баранова И.М., Евтюхов К.Н., Пугин В.Б., Шлапакова С.Н. Проблемы дистанционного обучения в высшей школе в современных условиях // Глобальный научный потенциал. – № 2. 2021. – С. 73-76.
5. Волченкова К.Н. Анализ отношения преподавателей российского вуза к вынужденному дистанту // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – № 4. 2020. – С. 88-97.
6. Воробьев А.Е., Ваккер О.В., Забусов В.В., Гулан Е.А. Высшее профессиональное образование в XXI веке // Под ред. член-корр. РАН Опарина В.Н. – Норильск: НИИ, 2010. – 289 с.
7. Воробьев А.Е., Сулейманов А.М. Условия возникновения и прекращения эпидемий. – Грозный: Спектр, 2020. – 84 с.
8. Воробьев А.Е., Таймасханов Х.Э., Мадаева М.З. Основные тенденции развития высшей технической школы в XXI веке. – Грозный: Грозненский рабочий, 2011. – 496 с.
9. Воробьев А.Е., Торобеков Б.Т. Модернизация российского высшего инженерного образования в ответ на вызовы современности. – М.: КноРус. 2014. – 230 с.
10. Воробьев А.Е., Щесняк К.Е., Щесняк Л.Е. Smart-университет. – М.: РУДН, 2019. – 282 с.
11. Из периода пандемии можно и нужно брать максимум // Университетская книга. – № 4. – М.: ИД Университетская книга, 2020. – С. 15-21.
12. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии // https://ioe.hse.ru/sao_universitycases.
13. Киракосян М.Ж. Современные тенденции организации учебной деятельности студентов с использованием дистанционных технологий в вузе // Вопросы педагогики. – М.: "Институт стратегических исследований", – № 7-2, 2020. – С. 64-71.
14. Лобова С.В. Удаленный режим работы преподавателей российских вузов в условиях пандемии COVID-19: основания и восприятие // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. – № 7. 2020. – C. 208-213.
15. Мартынов В.Г., Кошелев В.Н., Душин А.В. Современный вызов для нефтегазового образования // Высшее образование в России 2020. Т. 29. № 12. – С. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-9-20
16. Симакина М.А., Крылова Е.Б., Тарасова Г.В. Проблемы проведения государственной итоговой аттестации в условиях пандемии COVID-19 // Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования». Павлово, 2021. – С. 189-195.
17. Шабанов Г.А. Пять уроков пандемии // Высшее образование сегодня. – № 7. 2020. – С. 11-17.
18. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование – № 5. 2020. – С. 72-81.
19. COVID-19 Impact on Education [Электронный ресурс] – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.